В течение более половины прошлого века термин викторианский, который в буквальном смысле описывает вещи и события, относящиеся к периоду правления королевы Виктории (1837-1901), подразумевал также «строгих нравов», «сдержанный» и «старомодный». Хотя подобные ассоциации в некотором роде действительно обоснованы, но они не передают должным образом сущность этой сложной противоречивой эпохи, ставшей вторым английским ренессансом. Подобно елизаветинской Англии, викторианская Англия испытала значительное возрастание уровня жизни, могущества и подъем культуры (какая викторианская литературная форма, по вашему мнению, соответствует елизаветинской драме с точки зрения популярности и литературных достижений?).
В науке и технических знаниях викторианцы предложили современное представление об изобретательстве — подход, согласно которому можно придумывать решения проблем, создавать новые способы улучшения себя и своего окружения.
религии викторианцы пережили великую эпоху сомнений — ту эпоху, которая впервые с таким размахом поставила под вопрос институциональное христианство. В литературе и прочих видах искусства викторианцы пытались объединить акцент романтизма на личности, эмоциях и воображении с неоклассическим акцентом на общественной роли искусства и вытекающей отсюда ответственности художника.
Викторианская эпоха не была ни единой, ни цельной, ни однозначной, ни единообразной: отчасти так случилось потому, что правление королевы Виктории длилось так долго, что охватило несколько периодов. Прежде всего, это был век противоречий и могущества. Католицизм Оксфордского движения, евангелическое движение, распространение Широкой церкви, а также развитие утилитаризма, социализма, дарвинизма и научного агностицизма — все это было по-своему присуще викторианской эпохе. В той же мере викторианской эпохе были присущи пророческие сочинения Карлайла и Раскина, критика Арнольда, эмпирические труды Дарвина и Гексли, а также воображение Джорджа Макдональда, реализм Джорджа Элиота и Джорджа Бернарда Шоу.
Но вот что больше всего прочего делает викторианцев викторианцами, так это их чувство социальной ответственности. Это основная черта, явно отличающая их от их непосредственных предшественников — романтиков. Теннисон мог бы поехать в Испанию, чтобы помочь повстанцам, поскольку Байрон отправился в Грецию, а Вордсворт — во Францию; но Теннисон также настаивал на необходимости дать образование «бедняку, прежде чем сделать его властителем». Мэтью Арнольд мог бы сказать в середине века, что:
В этот мир, что мнится нам
Прекрасной сказкой, преданной мечтам,
Созданьем обновленья и весны,
Не входят ни любовь, ни свет, ничьи
Надежды, ни покой, ни боли облегченье.
Но при этом он отказался переиздать свое стихотворение «Эмпедокл на Этне», в котором греческий философ бросается в вулкан, поскольку это подает плохой пример. Также он критиковал епископа англиканской Церкви, указавшего на математические несоответствия в Библии, но критиковал его не потому, что тот был неправ, а из-за того, что указывать на данные несоответствия широкой публике со стороны епископа было безответственно.
Created 10 February 2018